Пастернак "Доктор Живаго"

обожаю то, как пишет пастернак, и обожаю эту книгу. иллюстрации к посту - роскошные фотографии старой москвы, на которые я натыкалась в разное время случайно.
только одно "но" - это фотографии 20х - 30х годов, а цитаты относятся к более раннему времени. в общем, просто для интереса фотки, и чтобы проникнуться.

 

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ

атмосфера усадеб:

"Они занимались в полутьме стеклянной террасы. Глаз различал валявшиеся в беспорядке лейки и садовые инструменты. На спинку поломанного стула был наброшен дождевой плащ. В углу стояли болотные сапоги с присохшей грязью и отвисающими до полу голенищами...
Из палисадника тянуло самоварной гарью, заглушавшей запах табака и гелиотропа. Туда проносили из флигеля каймак, ягоды и ватрушки".

тверская в районе камергерского переулка
поезд

"В вагоне чуть-чуть несло из уборных, зловоние которых старались отбить туалетной водой, и пахло жареными курами с легким душком, завернутыми в грязную промасленную бумагу. В нем по-прежнему пудрились, обтирали платком ладони и разговаривали грудными скрипучими голосами седеющие дамы из Петербурга, поголовно превращенные в жгучих цыганок соединением паровозной гари с жирною косметикой. Когда они проходили мимо гордоновского купе, кутая углы плеч в накидки и превращая тесноту коридора в источник нового кокетства, Мише казалось, что они шипят или, судя по их поджатым губам, должны шипеть: «Ах, скажите, пожалуйста, какая чувствительность! Мы особенные! Мы интеллигенты! Мы не можем!»"

1920е гг. думается, это напротив "красного октября"
дети:

"– Надоело учиться, – сказал Ника. – Пора начинать жизнь, зарабатывать, идти в люди.
– А я как раз хотела попросить тебя объяснить мне квадратные уравнения...
Нике в этих словах почудились какие-то шпильки...
Не выдавая, как он уязвлен, он спросил притворно равнодушно, в ту же минуту поняв, как это глупо:
– Когда ты вырастешь, за кого ты выйдешь замуж?
– О, это еще так далеко. Вероятно, ни за кого. Я пока не думала.
– Не воображай, пожалуйста, что мне это очень интересно.
– Тогда зачем ты спрашиваешь?
– Ты дура.
Они начали ссориться. Нике вспомнилось его утреннее женоненавистничество. Он пригрозил Наде, что, если она не перестанет говорить дерзости, он ее утопит".

1920е гг. метрополь
балы:

"Какая безумная вещь вальс! Кружишься, кружишься, ни о чем не думая. Пока играет музыка, проходит целая вечность, как жизнь в романах. Но едва перестают играть, ощущение скандала, словно тебя облили холодной водой или застали неодетой".

1920е гг. в москве-реке можно было стирать бельё
приготовления к празднику:

"В углу тянул по сто раз одну и ту же ноту и разбегался бисерными арпеджиями настройщик. На кухне щипали птицу, чистили зелень и растирали горчицу на прованском масле для соусов и салатов".

1920е гг. вид с площадки у храма христа спасителя

СТРАНА И РЕВОЛЮЦИЯ

новые должности:

"Тучей саранчи висела над его крышами черная пыль, которую поднимали валившие через него войска и обозы. Они двигались с утра до вечера в обоих направлениях, с войны и на войну, и нельзя было толком сказать, продолжается ли она или уже кончилась.
Каждый день без конца, как грибы, вырастали новые должности. И на все их выбирали. Его самого, поручика Галиуллина, и сестру Антипову, и еще несколько человек из их компании, наперечет жителей больших городов, людей сведущих и видавших виды.
Они замещали посты в городском самоуправлении, служили комиссарами на мелких местах в армии и по санитарной части и относились к чередованию этих занятий как к развлечению на открытом воздухе, как к игре в горелки. Но все чаще им хотелось с этих горелок домой, к своим постоянным занятиям".

1924 год. агитационный автомобиль на мясницкой
особняк, отданный под госпиталь, со слугами:

"Седая и румяная старуха, мадемуазель Флери, шаркая туфлями, в просторной поношенной кофте, неряхой и растрепой расхаживала по всему госпиталю, с которым была теперь на короткой ноге, как когда-то с семейством Жабринских, и ломаным языком что-нибудь рассказывала, проглатывая окончанья русских слов на французский лад. Она становилась в позу, размахивала руками и к концу болтовни разражалась хриплым хохотом, кончавшимся затяжным, неудержимым кашлем".

1924 год. забастовка у частника
"Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живем в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода! Настоящая, не на словах и в требованиях, а с неба свалившаяся, сверх ожидания. Свобода по нечаянности, по недоразумению.
И как все растерянно-огромны! Вы заметили? Как будто каждый подавлен самим собою, своим открывшимся богатырством".

1926 год. крестьянский курорт в ливадии
"В это время в комнату так же стремительно, как воздух в форточку, ворвался Николай Николаевич с сообщением:
– На улицах бой. Идут военные действия между юнкерами, поддерживающими Временное правительство, и солдатами гарнизона, стоящими за большевиков. Стычки чуть ли не на каждом шагу, очагам восстания нет счета. По дороге к вам я два или три раза попал в переделку, раз на углу Большой Дмитровки и другой – у Никитских ворот. Прямого пути уже нет, приходится пробираться обходом. Живо, Юра! Одевайся, и пойдем. Это надо видеть. Это история. Это бывает раз в жизни.
Но сам же он заболтался часа на два, потом сели обедать, а когда, собравшись домой, он потащил с собой доктора, их предупредил приход Гордона. Этот влетел так же, как Николай Николаевич, с теми же самыми сообщениями".

те же и там же. речь идёт о ливадийском дворце - дворце для летнего отдыха императора в крыму
"В начале революции, когда по примеру девятьсот пятого года опасались, что и на этот раз революция будет кратковременным событием в истории просвещенных верхов, а глубоких низов не коснется и в них не упрочится, народ всеми силами старались распропагандировать, революционизировать, переполошить, взбаламутить и разъярить.
В эти первые дни люди, как солдат Памфил Палых, без всякой агитации, лютой озверелой ненавистью ненавидевшие интеллигентов, бар и офицерство, казались редкими находками восторженным левым интеллигентам и были в страшной цене. Их бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, их варварство – образцом пролетарской твердости и революционного инстинкта".

все цветные фотографии ниже - 1931 года, сняты Брэнсоном Де Ку и раскрашены анилиновыми красками

извозчик на стромынке

охотный ряд

"союзпечать" у китайгородской стены

ну и отдельно - фотографии очень важного для меня места - "художественный" и арбатская.

1933 год

1933 год

1934 год. строительство наземного павильона станции метро "арбатская".

1935 год


все посты про чтение на моём сайте: fakemilkshake читает.
больше фотографий старой москвы смотрите здесь, здесь, здесь и здесь.


Поделитесь постом с друзьями:

16 комментариев:

  1. Немое кино :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. почему немое кино? потому что фотки сепия и ч/б?
      мне такие страсть, как нравятся!

      Удалить
    2. ну да, и без звуковой дорожки, всё как положено

      а сепия - это которые раскрашенные? а это современная технология или оригиналы?

      Удалить
    3. не-не, сепия - это коричнево-белые фотографии.
      я имела в виду первые фотки, в цитатах про дореволюционную россию.

      а цветные фототрафии - раскрашены красками вручную. и это не современная технология, как раз наоборот - давняя. я видела советские фотки 50-х, раскрашенные красками, например.

      Удалить
  2. чудесный пост, чудесные цитаты!
    какое-то безумное желание появляется при его прочтении, хочется все приведенные Стасей цитаты, Стасе же, моментально, и перецитировать. что это за чувство такое, а? не знаете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. может, цитаты потому что не понравились? бросьте, отличные же цитаты!
      я вот, знаете ли, афоризмы не люблю. и когда мне дарят афоризм, во мне пробуждается необоримое желание засыпать собеседника афоризмами в ответ. так сказать, оплевать его афоризмами. может, у вас также?

      а цитатопост - чтобы сохранить для меня атмосферу книги. я их все в факемилкешаке перечитываю.

      Удалить
    2. нет цитаты понравились как раз, так понравились, что хочется самому их произнести ещё раз. примерно как с понравившийся песней, услышишь вдруг игоря по радио, а потом ходишь весь день и напеваешь его песню.
      так и тут, ты цитируешь, а я хочу перецитировать эту же цитату тебе тут же, вроде пения дуэтом что ли получается

      Удалить
    3. или вот случайно не удержался и диск игоря поставил ;-)
      серьёзно понравились? так это ж отлично даже!

      Удалить
  3. а в ливадийском дворце на креслах 3 брата сидят или это такой художественный технический прием, когда одного человека тиражируют несколько раз по всей картине в разных позах?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. нет, это умение настоящего русского мужчины выглядеть как все.
      у нас вот, например, сейчас все мужчины 20-45 лет одеты в серые спортивные куртки, тёмные джинсы, чёрные ботинки и пидорки. глаз не нарадуется!

      Удалить
    2. ну вот, а я как раз модником решил стать и в прошлом году серую куртку купил, а оно вот что. придется без куртки теперь ходить, закаляться!

      Удалить
    3. ахахахахах, серьёзно? серую спортивную куртку? )))))))
      а, если не секрет, всё остальное: шапка, штаны, обувь - какие?
      XD

      Удалить
    4. куртка - да, не олимпийка конечно, но близко
      шапка - да
      штаны - да! как-то не обратил сразу внимание, но у меня 100% темные джинсы
      ботинки никогда не носил, но в последние годы мыли о них все чаще и чаще посещают меня. но мысли о ботинках удовольствия мне не доставляют пока. но то что они есть, меня настораживает теперь.

      признаться, я думал, что только на треть соответствую Стасиному идеалу, а пройдясь по пунктам, выяснилось, что чуть побольше.

      Удалить
    5. без чёрных ботинок - не то! чёрные ботинки: стильно, модно, молодёжно!

      хотела написать"вам тут передают привет" и опубликовать фотокарточку настоящих миасских пацанов. но испугалась: ваши глаза могут закровоточить.

      Удалить
  4. Класные и редкие фото Пастернака и Старой Москвы(цветные даже есть,ого), прикольный рынок был раньше рядом с художественным,а художественный сейчас закрыт,правда не знаю почему и надолго ли, а вообще это так по севецки-рынок рядом с кинотеатром,рабочие в ливадийском дворце....
    Очень понравился пост,спасибо Стасе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. рынок, кинотеатр и - станцию метро забыли. да, очень даже по-советски ;-)
      рада, что пост понравился, пожалуйста и спасибо за комментарий!
      но новый пост писать не буду - мне в ломы.

      Удалить

следующая страница предыдущая страница на главную страницу